Контакты

Новости компании «Дымшиц и партнёры»

Пандемия-2020: что было? что будет? чем сердце успокоится?.. Часть 1. Демографическая

11 мая
Второй, но не последний, месяц противоэпидемических ограничений в повседневном труде, развлечениях и безделии порождает все больше вопросов, переходящих в свободноплавающую тревогу, о будущем. Причем не о «будущем далеком», а о будущем самом близком, буквально что же будет завтра, послезавтра, через неделю, месяц, «в будущем году» (социальный и экономический год в России начинается 1 сентября, когда дети идут в школу). С этим годом все понятно, он пригран всеми. В бизнесе он проигран по разному, у одних недополученные доходы, у других — неожиданные убытки, а третьи вообще ушли с рынка. Но жизнь продолжается и когда падут оковы в основным не слишком разумных ограничений, надо будет продолжать… К сожалению, не стоит ждать, что будет лучше; еще наивнее предполагать, что всё будет, как раньше. И как в итоге сложится, сейчас не угадать. Но кто именно будет формировать будушее рынков, очевидно.

Рис.1. Распределение населения России по возрастным группам.

Наиболее многочисленная в экономически активном возрасте когорта 30-34 лет. Она и до пандемии была наиболее обеспеченной группой и ключевой на розничном рынке, а после пандемии ее роль еще больше возрастет.
Мартовские демографические данные зафиксировали рекордное падение рождаемости в марте 2020 года в России — почти 7% (минус 5,5% за три месяца 2020 года). Ускорение снижения рождаемости с лагом в 8 месяцев следует за динамикой трехмесячной суммы браков в 2019 году, т.е. финансово-сберегающее поведение, находящее свое отражение в том числе в снижении брачности и детности, российское население стало демонстрировать еще со встречи Нового 2016 года, а с весны 2019 эта тенденция просто получила дополнительный импульс. Очевидно, что экономические проблемы этого года этот негативный демографический тренд еще только усилит.

Даже с учетом поправки на искажение учета смертности по COVID-19 (в Москве за апрель 2020 года дополнительная смертность по сравнению с предыдущими периодами составила 1850-2000 человек, хотя официально от вируса погибло 642), общая смертность в России от него не выглядит большой и будем надеяться, что такой же и останется (национальные уровни смертности везде в итоге формируются статистически небольшие, хотя в конкретных городах они и могли быть очень большими).

Поэтому рекомендация компании «Дымшиц и партнеры» последних нескольких лет, что ключевой группой на российском потребительском рынке являются потребители 1985-1990 годов рождения (более расширенное определение -1980-1995 годы рождения) становится еще более актуальной. С учетом низких уровней рождаемости у этой группы, предпочтения этой когорты будет являться ключевыми минимум следующие 30 лет.