Контакты

Трудовая мотивация

Мы работаем, в среднем, по 8 часов — столько же, сколько спим (Рис.1) и примерно такое же время тратим на все остальное вместе взятое — еду, домашние дела, досуг, хобби, спорт и т.д., не считая выходных, праздников и отпусков.
Рис.1. Длительность работы и сна в будни по ФО РФ ¹:


Объективно наблюдаемую сейчас трудовую активность российского населения 15-60 лет можно описать примерно так: большинство — более 70% — работают, около 20% — учатся (из них половина еще и работают), примерно столько же — пятая часть населения трудоспособного возраста — не работают и не учатся.
Следующая диаграмма демонстрирует наличие положительной динамики в восприятии собственной жизни в зависимости от включенности населения в трудовую активность - Рис.2 ¹:

Главные одинаково значимые факторы, определяющие различие восприятия населением своей текущей жизненной ситуации, это — Моральное и Материальное состояние. Третий фактор — ЗДОРОВЬЕ. На диаграмме фактор 3 — размер шариков: чем больше диаметр, тем более здоровым ощущает себя человек, группа (признаки, определяющие фактор 3: не болею и ощущаю себя здоровым; фактор 3 в 2,5 раза менее важен в дифференциации текущего состояния населения, чем главные факторы).

Получается, что, как минимум, трудовая активность или неактивность в трудоспособном возрасте влияет на общее самоощущение человека. Чем активнее — работаю и учусь— тем лучше самоощущение (оценки своего текущего морального и материального состояния).

Изучение мотивации трудовой активности — постоянное обновление теорий и практик — содержательных и процессуальных: от «теории X», через «Y», до «Z»; теорий потребностей (иерархия А.Маслоу, заученные потребности Д.МакЛелланда, ERG), человеческих отношений (руководитель — ключевой фактор мотивации), установок и целей, ожиданий и предпочтений, математического ожидания Аткинсона, теорий контроля, атрибуции, представительства и т.д. Все они — результаты и обобщения эмпирических данных.

Столкнувшись с необходимостью описания трудовой активности как основной для большинства людей и влияющей на самоощущение, в рамках реализации социально-значимого проекта¹ мы задались вопросом выяснить, что же побуждает людей к трудовой активности, определяет выбор — работать или нет, и с чем это связано в текущей жизни.

Изначальный методологический вопрос — как измерять— был решен проведением установочного исследования с использованием методики предельных смыслов, то есть, анализируя не только поверхностную структуру, но и соответствующую архитектуру подсознания. Если людей напрямую спросить, зачем они работают, ходят на работу или учебу, абсолютное большинство ответов сведется к характеристике — «из-за денег», чуть реже встречаются ответы типа «для самореализации и развития», в разы реже — еще два типа ответов, сводимых к «ради общения» и «чтобы быть занятым». Не останавливаясь на этом, методически добиваемся раскрытия глубинной структуры, в результате получаем систему подсознательных мотивов — они более равнозначны по отношению друг к другу: власть, аффилиация, достижение, первичные потребности (физиология и безопасность). Сопоставив глубинную и внешнюю структуры, можем операционализировать элементы внешней структуры, полученные прямыми ответами на вопрос о том, зачем человек работает или учится. Половина тех, кто говорит, что трудится из-за денег, имеют в виду удовлетворение первичных потребностей — на уровне физиологии и безопасности (жить, выжить, не умереть, не просить подаяния, дольше жить); аналогично — работать, чтобы быть занятым— сводится в большей степени к физиологии и безопасности в подсознании людей. А те, кто изначально заявляют, то трудятся и ради общения, в большинстве случаев настроены не на аффилиацию, а на мотивацию достижения в своем подсознании. Наиболее структурированной из названных причин трудовой активности выступает самореализация, она является воплощением и достижения, и аффилиации, и власти.

Таким образом, в ходе установочного исследования было разработано емкое и актуальное признаковое пространство (29 оценочных параметров) для использования в количественном исследовании на большой выборке (более 5000 человек).

По результатам исследования, ключевые факторы, побуждающие население современной России работать:

· Самореализация— его определяют следующие значимые для населения лексические конструкты: себя уважать, чувствовать себя уважаемым, быть уверенным в себе, реализовать себя, чувствовать себя нужным, не останавливаться, получать удовольствие;

· Деньги: деньги заработать, купить что-то, деньги тратить, жить хорошо;

· Удовлетворение базовых потребностей состоит из признаков: дольше жить, быть здоровым, легко жить, быть счастливым, жить;

· Альтруизм— здесь это: помочь людям, доставлять людям радость, детям помогать, чтобы мир продолжал существовать.

(Факторы названы условно на основании анализа содержания их состава). Рис.3.

Эту структуру можно дополнять еще одним-двумя актуальными для определенных групп, территорий факторами, например:

· население Дальнего Востока и Северного Кавказа отличает от других отсутствие альтруизма и эгоизма (чтобы жить легко, быть счастливым, не обеспечивать семью) в качестве мотивов проявления трудовой активности;

· работа для удовольствия— ожидания тех, кто пока учится — это мотивация молодых, не тех, кто много получает (доход), чаще людей с положительным целеполаганием, увлеченных, которые на досуге выбирают научное творчество, спорт;

· ради общения (чтобы не быть одному/одной, не скучно было) на работу ходят люди рефлексивные, зависимые от внешне установленных норм, правил.

Рис.3. Структура трудовой мотивации по вариантам основной занятости населения:

Общечеловеческое благо (альтруизм), желание денег в отсутствии требования самореализации— мечты тех, кто ничем не занят. У работающего населения мотивы сбалансированы. Учащиеся хотят, прежде всего, самореализоваться в будущей работе.

Трудовая мотивация человека основывается на его личностных особенностях (наибольшие корреляции). Например, удовлетворение базовых потребностей в качестве трудовой мотивации прежде всего зависит от пола (Рис.4); альтруизм как мотив труда — проявляется с возрастом и чаще у женщин 50+ (Рис.5), больше у тех, чье восприятие мира — сочетание ощущений и визуальных образов.

Рис. 4-5. Структуры трудовой мотивации по полу и возрасту населения, мотивы Удовлетворение базовых потребностей и Альтруизм:

Самореализация и Деньги как мотивы трудовой активности систематически смещены по полу и нормально распределены по возрасту, компенсируя друг друга (Рис.6-7).

Рис.6-7. Структуры трудовой мотивации по полу и возрасту населения, мотивы Самореализация и Деньги:

Мотивация Самореализации и Денег наиболее различимы с точки зрения психологических особенностей людей - Рис.8:

При этом актуальность Самореализации, напрямую связанная с психологической предрасположенностью действовать, формирует и формируема образованностью и уровнем жизни (личным доходом), и считывается потом в самоощущении — благополучном восприятии своего морального и материального состояния. Актуальность в формировании трудовой активности мотива Деньги идет от отрицательной личностной мотивации (превалирования подсознательного избегания) и приводит к восприятию неблагополучным своего текущего материального состояния.

Проведенное исследование показало, что выявленная структура трудовой мотивации — устойчива в краткосрочном периоде, не зависит от текущего событийно-информационного пространства. Даже сезонный фактор (первая волна исследования была проведена в феврале, вторая — в апреле), по которому зафиксировано статистически значимое изменение досуговой активности населения, не влияет на трудовую мотивацию значимо (Рис 9).

Рис.9. Общая динамика структуры трудовой мотивации москвичей:


Трудовая мотивация — личностно значимая структура формирования базовой для большинства активности — трудовой. Влияние на трудовую мотивацию человека — функция изменения его субъективной реальности.

___________________________________________________

¹ социологическое исследование в рамках реализации социально-значимого проекта «Измерение реального влияния СМИ на когнитивные и поведенческие установки человека, с целью формирования новой информационной повестки в обществе». Реализован в течение 1го полугодия 2016 г на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта частному образовательному учреждению «КЛАСС Тренинг. Коучинг. Консалтинг», в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.